В мире пернатых – урок обобщение по биологии 7 класса
План урока. (Написано заранее на обратной стороне доски.)
1. Вступление.
2. История происхождения птиц.
3. Отряды птиц.
4. Сообщения учащихся о птицах.
5. Распознавание голосов птиц.
6. Интересное о птицах.
7. Просмотр кинофрагмента.
8. Охрана птиц.
9. Заключение.
Ход урока
1. – И так, начинаем наш урок.( На экране показываются картины с изображением утра, леса. Звучит легкая музыка. Музыка затихает, начинается пение птиц.)
– (Комментарий учителя.) Наступает утро. Все просыпается. Просыпается потихоньку лес. А в лесу, стараясь не разбудить спящий лес, начинают петь птицы. И чем выше подымается солнце, тем громче и многоголоснее становится их пение. Неправда ли, что птицы как и цветы созданы для того, что бы дарить людям радость.
Основная часть:
Кто как не птицы вдохновляли поэтов.
Ласточки.
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя гнездо!
Как прутики глиной, скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок
Как любо им было, когда
Пять маленьких быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда.
В. Майков.
– Они так же вдохновляли художников.(Показываются картины с изображением птиц.)
– Кто как не птицы подарили идею о полете.
2. – Как же произошли птицы? Об этом мы сейчас услышим. (Короткий доклад ученика из книги Ю. Дмитриева «Животные и человек».)
3. – Распространяясь по земле, птицы заняли различные территории. В процессе эволюции формировалось большое количество отрядов. Давайте вспомним, какие птицы, к каким отрядам относятся. Для этого поработаем с перфокартами. (Отряды птиц на экране.)
Отряды птиц.
А – дятлы.
Б – куриные
В – дневные хищники
Г – совы
Д – гусеобразные
Е – пингвины
Ж – журавли
З – дрофы
И – страусообразные
К – воробьинообразные
Название птиц.
1 – сорока
2 – пестрый дятел
3 – гриф
4 – утка
5 – императорский пингвин
6 – журавль красавка
7 – африканский страус
8 – рябчик
9 – филин
10 – дрофа
( Работы проверяются сразу, фронтально.)
А -2, Б – 8, В – 3, Г – 9, Д – 4, Е – 5, Ж – 6, З – 10, И – 7, К – 1.
4. – Некоторые из вас подготовили небольшие доклады о любимых птицах. ( Презентации). Сейчас мы их и послушаем.
Доклады (презентации).
1. Совы.
2. Зяблик
3. Тетерев.
( По окончании доклада включается голос данной птицы.)
5. – На прошлых занятиях мы с вами прослушивали голоса птиц. Сейчас я хочу проверить, как вы их запомнили.(Названия птиц записаны на доске.) Прослушав голос, узнав птицу, нужно будет по моей команде поднять карточку с номером птицы, чей голос вы слышали.
Голоса птиц.
1. Соловей.
2. Сова.
3. Чайка.
4. Кукушка.
5. Журавль.
6. Зяблик.
Физкультминутка. (Точечный массаж.)
– А знаете ли вы, что птицы нам помогают бороться с гриппом? Сейчас я вам расскажу небольшую историю.
– Молодую актрису, первую русскую кинозвезду Веру Холодову знали и любили тысячи почитателей ее таланта. Но в начале февраля 1919 г. она умерла от малоизученной, чужеземной болезни – испанки. Сейчас эту болезнь называют гриппом. Умирали сотни людей, а как бороться с ней, не знали. Например, в 1889 году, в Китае, в течении 2 лет грипп унес8 миллионов человек. А во всем мире 500 миллионов человек. Нужны были вакцины. Начались поиски. Вот тогда и попробовали размножать вирусы на куриных эмбрионах. Получили отличные вакцины и спасли миллионы людей от смерти. Для получения вакцин куриные эмбрионы используют, по сей день. Сейчас кроме вирусов гриппа на них выращивают вирусы бешенства, оспы, чумы.
– А сейчас давайте посмотрим на этих удивительных птиц. (Просмотр кинофрагмента.) По окончании фильма включаю запись выстрела и крик журавля.
– А это что, выстрел?
– А это крик побитой птицы?
(Читается отрывок из рассказа «Журавли танцоры». В. Дуров. Стр. 91.)
– В настоящее время большое количество птиц находятся на грани исчезновения. Для того , чтобы мы знали, какие это птицы, созданы: «Красная книга», «Желтая книга», «Черная книга». О том, какие птицы занесены в «Красную книгу» России и Башкортостана нас ознакомит … (По таблице или компьютеру рассказывает ученик.)
– В Башкирии по охране животных создано три заповедника, 15 государственных охотничьих заказников.
– Бирский государственный заказник создан в 1967г. Его площадь 18,3 га. В нем охраняются лоси, зайцы – беляки, американские и европейские норки, тетерева, водоплавающие птицы.
Автор разработки урока Андриянова Лена Геннадьевна, СОШ села Бахтыбаево Бирского района республики Башкортостан.
В мире пернатых – урок обобщение по биологии 7 класса скачать бесплатно