Тип членистоногие класс ракообразные – урок биологии в 7 классе
ЦЕЛЬ УРОКА:
– образовательная: показать прогрессивные признаки организации членистоногих, позволившие им широко распространиться на Земле, заселить различные среды обитания (водоемы, почва, суша, воздух, растения, другие животные и пр.);
Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни ракообразных, выяснить особенности строения речного рака как одного из представителей класса ракообразных, показать связь его строения с образом жизни;
– развивающая: расширить и углубить филогенетические понятия, установить родство и происхождение членистоногих от древних кольчатых червей;
– воспитательная: формирование научно-материалистического мировоззрения, бережного отношения к природе и животным
А вот у нас на сайте тут вы скачать бесплатно сможете урок биологии в 7 классе на тему ракообразные.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ХОД УРОКА:
I. Подготовка к восприятию нового материала, беседа по вопросам: какие типы животных вы знаете? Какие среды они заселяют? В итоге беседы учащихся подвести к выводу, что многообразие животных связано с их обитанием в разнообразных средах. Объяснение у доски и записывание на доске классификации типа членистоногих, затем рассказ об основных, существенных особенностях строения членистоногих ( хитиновый покров, членистое строение тела, конечностей), покров тела хитиновый (наружный скелет), функция защиты и опоры, но слабо растяжим , поэтому происходит линька сбрасывание и замена новым покровом. Распространение ракообразных в пресных и соленых водоемах, в толще и на дне водоемов, суточная активность. Особенности внешнего строения: тело состоит из головогруди и брюшка ,расположение органов на голове и груди и брюшке, количество ног, их значение, половой диморфизм;
Способ передвижения речного рака (ходит назад, а плавает вперед, активность в сумерках), питание, период размножения. Понятия «шип», «ногочелюсти», «клешни», «тельсон»; Особенности пищеварительной системы; ротовой аппарат (верхняя и нижняя ногочелюсти), дифференциация кишечника (передняя, средняя, задняя), желудок ( кардиальный (жевательный) и пилорический ( цедильный)); Кровеносная система незамкнутая, сердце на спинной стороне тела и имеет 3 отверстия, снабженными клапанами (ости), кровь попадает в артерии, идущие в полость тела (миксоцель): 3 артерии – вперед, к голове; 1 артерия – назад, 2 артерии – в брюшную полость. Из миксоцеля кровь поступает в венозный синус, оттуда в жабры, затем в кардиальный синус и, наконец, в сердце. Органы дыхания = жабры, расположены в полостях головогруди, являются выростами кожи, омываются водой за счет движения конечностей. Органы выделения зеленые железы, отрываются у основания антенн и состоит из 3-х отделов, мочевой пузырь = выделительная пора (у основания антенн). Нервная система надглоточный, подглоточныйи брюшная нервная цепочка. Органы чувств: сложные фасеточные глаза, 2 пары антенн. К десятиногим ракообразным относят промысловых ракообразных: креветок, крабов, омаров, лангустов, употребляемых в пищу. Мелкие ракообразные взвешены в воде и образуют зоопланктон (дафнии, циклопы, бокоплавы).Мокрица ( отряд Равноногие ракообразные) обитают во влажной почве. Саккулина = усоногий рак подотряда корнеголовых, ведет паразитический образ жизни.
Основная часть:
II. Закрепление изученной темы, демонстрация фрагмента фильма про ракообразных и выполнение самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения речного рака с использованием раздаточного материала – коллекцией «Речной рак» и письменных инструкцией. ИНСТРУКЦИЯ:
1. Рассмотрите внешний вид речного рака или рисунок 43 в учебнике и ответьте на вопросы: какую форму тела имеет это животное? Каковы его размеры?
2. Потрогайте покров рака и убедитесь в том. Что он плотный.
3. Из скольких отделов состоит тело речного рака? Назовите их. Убедитесь. Что головогрудь неподвижна. Названия отделов запишите в таблицу.
4. Рассмотрите органы головогруди: две пары усиков (одна пара коротких и одна пара длинных), одна пара сложных глаз, сидящих на коротких стебельках и др. Эти сведения запишите в таблицу.
5. Найдите ходильные ноги. Сколько их? Обратите внимание на их членистое строение. Какая пара ног имеет клешни? Какое значение имеет эта пара в жизни речного рака? Для ответа на этот вопрос используйте тест учебника.
6. Рассмотрите брюшко, убедитесь, что оно подвижно и состоит из члеников. Подсчитайте, сколько их (полученные сведения запишите в таблицу).
7. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки и, используя текст учебника на странице 64, ответьте, какое значение они имеют в жизни рака.
8. В таблице подчеркните признаки, характерные для класса ракообразных.
Особенности внешнего строения речного рака
Признак Название или особенности строения
Форма тела
Покров
Отделы тела
Органы расположенные на головогруди
Органы брюшка Вытянутая
Хитиновый, плотный
Головогрудь, брюшко
Ротовой аппарат, 2 пары усиков, сложные глаза, 5пар ходильных членистых ног
Брюшные ножки, плавниковые пластинки
Завершающая часть:
По окончании этой работы проверяю качество заполнения таблицы и особенно выделение признаков класса ракообразных.
Подведение итогов урока и следующие выводы: речной рак – один из представителей класса ракообразных, обитает в пресных водоемах, богатых известью, активен в сумерки и ночью.
Использованная литература: Е.Т. Бровкина Н.И. Казьмина Уроки зоологии Пособие для учителя М., «Просвещение» 1981., Как обучать биологии Животные 7 класс А.И. Никишов ООО « Гум. издат. центр «ВЛАДОС», 2004, Е.П. Сидоров ЗООЛОГИЯ для поступающих в вузы Компания «ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН» РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ «УНИКУМ -ЦЕНТР» М., 1998., А.В. Пименов И.Н. Пименова Биология для поступающих в вузы ЖИВОТНЫЕ дидактические материалы ЯРОСЛАВЛЬ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ 2007.,И.Н. Пименова А.В. Пименов Зоология беспозвоночных Теория. Задания. Ответы. Саратов Издательство «Лицей» 2005., Зоология Учебно – методическое пособие по биологии В.В. Ксенофонтова, О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев Учебно- научный центр «Московский Лицей» М., 1996., А.Г. Резанов Зоология в таблицах, схемах и рисунках 7 – 8 класс Москва «Издат-Школа 2000», 2002 г., И.Х. Шарова ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ учебник для вузов М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 1999., Биология Под редакцией Н.В. Чебышева 1 том пособие для поступающих в вузы М., «Новая Волна» 2005 г., Н.Ф. Реймерс Краткий словарь биологических терминов Книга для учителя М. «Просвещение» 1995 г.
Тип членистоногие класс ракообразные – урок биологии в 7 классе скачать бесплатно