Строение и функции переднего мозга урок биологии 8 класса
1.Организазионный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь!
Сегодня вы будете работать в группах. В каждой группе есть лидер, который будет фиксировать результаты работы каждого ученика в листе самоконтроля. По окончании урока вся группа вместе с лидером поставит каждому ученику итоговую оценку.
2.Проверка знаний:
а) термины
Серое вещество – образовано телами нейронов и дендритами.
Белое вещество – образовано нервными волокнами.
Нервы – образованы длинными отростками, покрытыми оболочками.
Нервные узлы – образованы телами нейронов периферической нервной системы.
Гомеостаз – относительное постоянство внутренней среды.
Восходящие нервные пути – нервные пути, по которым нервные импульсы идут к головному мозгу.
Нисходящие нервные пути – нервные пути, по которым возбуждение идет от головного мозга к центрам спинного мозга и рабочим органам.
б) Письменное задание: соединить линиями название отделов мозга с теми функциями, которые они выполняют.
Продолговатый мозг – находятся центры кашля, чихания, центры питания, дыхания.
Мост – проходят слуховые нервы, находятся центры движения глаз, мимикой.
Мозжечок – координация движений, устраняет инертные движения.
Средний мозг – находятся центры четкости зрения, слуха, центры ориентировочного рефлекса.
в) объяснение результатов опытов.
Задания.
1 группа. Объясните, почему большинство людей, если вытянут вперед руку с указательным пальцем и закроют глаза, легко могут дотронуться до кончика
носа? Какой отдел мозга контролирует эти движения? У каких людей рука движется отдельными толчками, дрожит, и часто бывают промахи? ( При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. При повреждении они нарушены)
2 группа. Объясните, почему если принять позу Ромберга, через некоторое время человек начинает качаться, а затем балансировать руками? Какой отдел мозга регулирует этот рефлекс? ( При потере равновесия, усиливаются рефлексы среднего мозга, восстанавливающие правильное положение тела)
3 группа. Объясните, почему человек может осуществить в быстром темпе только 5-6 глотательных движений? Какой отдел мозга контролирует этот рефлекс? Почему нельзя давать маленьким детям мелкие предметы? ( При отсутствии раздражителя (слюны) сделать глотательное движение невозможно. При воздействии же раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет. Регулирует этот рефлекс продолговатый мозг)
4 группа. Объясните, почему человек на любой внезапный раздражитель (звук, свет, предмет) обязательно реагирует движением глаз, поворотом головы, настораживанием? Какой отдел мозга регулирует этот рефлекс? Какое значение имеет этот рефлекс в жизни человека? (Возникает ориентировочный рефлекс, который регулируется средним мозгом и имеет приспособительное значение, он позволяет быстро заметить изменения, происходящие во внешней среде)
Дополнительный вопрос.
Почему во всех странах садиться за руль машины, мотоцикла и другого транспортного средства нетрезвому человеку запрещается? Рефлексы, какого отдела мозга нарушены действием алкоголя? (Под действием алкоголя нарушены рефлексы мозжечка, устраняющие инертные движения, в результате нетрезвый водитель совершает излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормоза)
Основная часть:
3.Изучение новой темы.
Вопрос учителя: Какой отдел мозга мы не изучили? ( Передний мозг)
Тема урока: «Строение и функции переднего мозга»
Прежде чем мы изучим строение и функции переднего мозга человека, давайте вспомним, как шла эволюция этого отдела мозга у позвоночных животных.
Сообщение учащегося (демонстрация моделей головного мозга позвоночных). У рыб головной мозг в целом невелик. Слабо развит его передний отдел. Он не разделен на полушария. Функционально передний мозг является высшим обонятельным центром.
Нервная система земноводных в связи с полуводным-полуназемным образом характеризуется более сложным строением. Передний мозг имеет большие размеры и разделен на полушария.
У пресмыкающихся в связи с условиями наземного существования передний отдел наиболее крупный по сравнению с остальными. На его поверхности впервые появляются островки коры примитивного строения, ее называют старой корой.
Нервная система птиц в связи с полетом характеризуется более сложным строением, чем у пресмыкающихся. Дальнейшего развития достигают большие полушария переднего мозга.
Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих. Значительные размеры приобретает кора переднего мозга, состоящая из нескольких слоев нервных клеток. Кора содержит извилины и складки. Большое количество извилин в коре переднего мозга определяет более сложное поведение животных.
Вопрос учителя: Как в процессе эволюции меняется соотношение между отделами головного мозга? (Чем выше уровень организации животных, тем больше размер переднего мозга)
Вопрос учителя: Исходя из установленной зависимости, предположите, какое будет строение переднего мозга у человека? (Строение переднего мозга человека будет сложнее, а размеры больше)
Рассказ учителя.
Средняя масса мозга человека 1450г., масса мозга гориллы-400г, шимпанзе-375г, лошади-650г. Самый большой отдел головного мозга у человека это передний, особенно большие полушария.
Рассказ учителя о промежуточном мозге. Слайд 7. Таламус и слайд 8. Гипоталамус и о зонах коры больших полушарий с использованием интерактивной схемы Слайд 12. Зоны коры больших полушарий.
Заполнение схемы в тетради на печатной основе задание 174.
Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества. Под корой белое вещество, в толще белого вещества находятся в виде ядер островки серого вещества – подкорковые ядра. Слайд 9. Большие полушария.
Работа в группах (заполнение таблицы задание 178)
Проверка работы. Проблемные вопросы.
1. Почему люди, у которых повреждена кора затылочной доли, ведут себя как слепые, несмотря на то, что глаза у них совершенно здоровы? (Там находиться зрительная зона)
б) 2.Как будут вести себя люди, у которых повреждена кора височной доли? (Перестанут различать звуки).
Ф
Физкультминутка для глаз и мышц спины. Команда «Замри»
Учитель. Мы наблюдаем рефлекс позы. При этом одновременно заблокировались движения во многих суставах тела. Если бы этого не произошло, то вы бы упали, как настольная лампа, у которой не закрепили шарниры. Кости в суставах закрепились, так как одновременно сократились мышцы противоположного действия. Регулирует этот рефлекс гипоталамус.
Рассказ учителя. Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Между ними находиться перемычка из белого вещества – мозолистое тело. Слайд 14. Связь между полушариями. Каждое полушарие не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Левое полушарие отвечает за способность говорить и понимать речь, писать и понимать написанное, совершать в уме математические операции. Правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. Кроме того, правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.
Такая функциональная ассиметрия полушарий имеется только у человека. Она существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими – оба, но в разной степени и все это находиться в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Слайд 13. Функции больших полушарий
Вопрос учителя: Как вы думаете, почему так происходит?
Это объясняется тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга.
Завершающая часть:
Задания для проверки знаний.
1.Определите, какие зоны коры будут воспринимать слово «ключ», написанное на доске? (Зрительные зоны затылочных долей левого и правого полушария)
2. В каком полушарии будет опознана надпись «ключ»? (В левом полушарии, если человек правша).
3. Какие зоны, коры будут воспринимать реальный ключ? (зрительная зона)
4.В каком полушарии будет опознан реальный предмет? (в правом полушарии)
Анализ ситуации.
В свои пять лет Иришка рисует так, будто-бы она художник. Но маму постоянно беспокоит, что девочка рисует только левой, а не правой рукой. За это она ее каждый раз ругает, и даже пару дней тому назад нашлепала при всех, пытаясь все-таки переучить. С тех пор Иришка больше не садиться за любимое занятие. Но вот сегодня снова взяла в руки карандаш, и снова в левую. Потом, о чем-то вспомнив и посмотрев на маму, отбросила его, захлопнула тетрадь и твердо объявила в доме, что больше никогда не сядет рисовать.
Вопрос учителя: Правильно ли вела себя мама Иришки? Как она должна была поступить? Дайте рекомендации родителям леворуких детей.
23 июня 1985 года Министерство здравоохранения опубликовало Охранную грамоту левше: «В семье, в детском саду, школе, следует не запрещать, а наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимание на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали в скорости от своих одноклассников.
4.Закрепление материала. Работа в группах по проблемным вопросам.
1.После операционного удаления, какого – то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у нее удален? (кора больших полушарий)
2.Почему при операциях на мозг больные совершают непроизвольные движения, например, рукой, ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим впереди центральной борозды? (там находится двигательная зона)
3.Объясните, в каком полушарии произошло повреждение двигательных центров, если у больного поступил паралич правой ноги или руки, (в левом полушарии).
Обсуждение и выставление оценок каждому участнику группы. Выступление лидеров.
П.46 стр.231-235 прочитать. Выполнить задание 179 в тетради на печатной основе.
Второго уровня:
Приготовить сообщение о великих людях левшах.
Третьего уровня:
Провести исследование: попробовать в течение дня все делать левой рукой. Записать, с какими трудностями вы столкнетесь? Какие рекомендации вы дадите родителям, чтобы оборудовать комнату ребенку-левше?
Скачать бесплатно урок Строение и функции переднего мозга