PostHeaderIcon Пищевые добавки и здоровье человека урок биологии в 8 классе

II. Основная часть.
Учитель. Проблема загрязнения продуктов питания — одна из главных проблем для человечества в настоящее время. Современный рынок питания характеризуется широким диапазоном выбора как в ассортименте, так и в ценовых категориях. Яркие упаковки, красивые рисунки на коробках и банках, в глаза бьющая телевизионная реклама, где часто выступают дети, — ну как не удержаться! Пока внимательно не присмотришься, ни за что не поймешь, где добротный натуральный продукт, а где подозрительный и, возможно, опасный для здоровья. Одна из причин появления некачественных продуктов питания на рынке заключается в том, что в стране пока еще низкий уровень контроля продукции. Большое количество низкокачественных продуктов поступает из-за рубежа. Все эти факторы и создают неблагоприятную ситуацию для потребителя.

Учитель. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос классу: знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Учитель. Пищевые добавки — это химические вещества, добавляемые к пищевым продуктам с целью улучшения вкуса, повышения питательной ценности или предотвращения порчи продукта. Между тем пищевые добавки вовсе не новое изобретение. Еще в далекой древности человек использовал такие добавки, как соль, сахар, в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку. Все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение.
Широкое использование пищевых добавок началось в конце XIX в., с развитием международной торговли. Нужно было сохранить продукты во время перевозки и процесса реализации. На помощь пришла химия. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок с индексом «Е».
Вопросы классу: когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
Комментарий учителя. Зачастую рядом с перечнем всем понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Что же это за вещества и можно ли вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, ЕЗЗО и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный
вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Вопросы классу: почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если ПД вредны, то зачем производители продуктов питания все-таки применяют их? Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение»» 1) и предлагает обсудить вопросы:
1. В чем плюсы и минусы применения консервантов?
2. Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей цветными макаронами, радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно?
3. Требует ли красота продукта жертв?
4. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?
5. Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?
6. Часто в пакетике с натуральными пряностями, аджикой или карри добавлен глютамат натрия — усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус и без того яркого букета специй? Не злоупотребляют ли производители достижениями науки, стараясь применять новшества там, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?
После обсуждения вопросов переходим к практической части.
Практическая работа
Учащиеся работают в группах по 4—5 человек, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.
Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).
Примечание: исследуются продукты разных производителей. Результаты учащиеся отражают в таблице. (см. таблицу )

Название продуктов Какие пищевые добавки содержаться
1.
2.
3.
Предполагаемые результаты:
1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.
2. В отдельных видах кетчупа, маргарина, майонеза, мороженого и чипсах были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека.
3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетические консерванты.
Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы; учащиеся под руководством учителя формулируют следующие выводы:
1. Разрешенные в нашей стране пищевые добавки, тщательно изученные и не наносящие вреда здоровью людей, должны быть известны потребителям.
2. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до широких масс потребителей через средства массовой информации.
3. В системе профилактических мер по сохранению здоровья населения важной и необходимой мерой является мониторинг продуктов питания на содержание пищевых добавок с индексом «Е».
6.На территории России использование пищевых добавок контролируется национальными органами Госсанэпиднадзора и нормативными актами и санитарными правилами Минздрава России.
Завершающая часть урока на тему правильное питание по биологии 8 класса:
III. Завершающая часть.
Обобщение и закрепление.
Учащиеся делают выводы.
1. Нужно внимательно читать этикетки на продуктах питания, интересоваться современными исследованиями в области разработки пищевых добавок.
2. Нельзя рисковать и брать незнакомые продукты, особенно если в этикетке указано много разных Е.
3. Нужно избегать таких пищевых добавок, как красители, консерванты, загустители, усилители аромата, заменители сахара.
4. Помните: официально запрещены на территории России красители Е121Д23 и консерванты Е 216,217,240.
5. Надо есть больше овощей, фруктов, рыбы, молока, меньше мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков.
Пищевые добавки и здоровье человека урок биологии в 8 классе скачать бесплатно

Комментарии запрещены.

Информация
Счетчики