Пищеварение в ротовой полости и желудке урок биологии в 8 классе
Цели и задачи урока: Познавательные цели- изучить процесс пищеварения в ротовой полости и желудке, знать о строении зубов, функции слюнных желез, желудка и рефлекторной взаимосвязи функции желудка с функциями ротовой полости.
Развивающие цели: уметь анализировать и устанавливать связи и отношения между изучаемыми понятиями, проводить наблюдения, развивать аналитическое мышление.
Воспитательные цели: формирование любознательности, внимательности, самостоятельности, привитие навыков здорового образа жизни(развивать понятие рационального питания)
1. Организационный момент.
2. Мобилизация опорных знаний учащихся по теме «Питание и пищеварение» :
Что такое питание? В чем заключается пластическая и энергетическая функция пищи? Что такое пищеварение? Какую роль оно играет в питании? Почему клетки не могут усваивать пищевые белки, жиры, углеводы? Назовите отделы пищеварительного тракта? Из каких этапов складывается процесс пищеварения? Дать определения понятиям: перистальтика, брыжейка, рацион питания, балластные вещества?
Разобрать тестовые задания ЕГЭ к уроку «Питание и пищеварение»
Прослушав ответы делаем выводы и подводим учащихся к мысли о том, что пищеварение проходило полноценно, в норме функционировали части ЖКТ, конечно, нам необходимо знать строение, функции зубов, слюнных желез, желудка. И не мешало бы поговорку: «Береги платье с нова, а честь с молода» переделать на новый лад: береги зубы и желудок с молода, а то в старости нечем будет есть и не всякую пищу желудок примет.
Основная часть:
3. Изучение нового материала. Предложите детям физкультурную минутку 2-3 минуты.
А) Рецепторы вкуса. Рассказ.
Б) Механическая и химическая обработка пищи. Строение зубов(рассматривание таблицы, черепа человека(зубы)).Дать определение понятий пульпы, дентина, зубной эмали. Классификация зубов.
В) Уход за зубами: естественный и искусственный. Развитие кариеса и его профилактика.
Г) Строение желудка и двенадцатиперстной кишки. Опыты «мнимого кормления» И.П. Павлова. Научная деятельность И.П.Павлова в лаборатории С.П. Боткина и в Институте экспериментальной медицины, присуждение в 1904году ему Нобелевской премии за выдающиеся работы в области пищеварения. Знакомство с новыми терминами: желчь, сфинктер, пепсин, трипсин, субстрат.
Д) Пищеварительные ферменты. Микроорганизмы кишечника(беседа о кишечной палочке). Дисбактериоз.
4. Закрепление изученного материала. Начать заполнение таблицы
Строение и функции органов пищеварения.(смотри рисунок1)
После заполнения детьми таблицы сделать выводы по теме и подвести детей к заключению.
Завершающая часть:
5.Заключение к уроку: Нужно следить за состоянием зубов, тщательно пережевывать пищу, нельзя есть сильно горячую пищу, чередуя с холодной, пища должна быть хорошо разнообразной, но предпочтение отдавать овощам, рыбе, фруктам, есть хлеб грубого помола, меньше употреблять сладостей, разгрызать орехи зубами. Соблюдая эти нехитрые правила мы надолго сохраним наши зубы, желудок в норме.
Выставить оценки ребятам, отвечавшим по домашнему заданию, желательно с комментариями, а также наиболее активным во время изучения нового материала детям.
Пищеварение в ротовой полости и желудке урок биологии в 8 классе скачать бесплатно