Первая помощь при переломах и вывивах – урок биологии в 7 классе
1. Подготовительная часть урока
2. Проверка домашнего задания.
Каждому учащемуся предлагается контрольная карта. От количества выполненных заданий будет зависеть оценка.
Контрольная карта:
Выбери правильные утверждения:
1. пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей.
2. такие части скелета как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой органов – мозга, легких, сердца.
3. пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
4. соединение позвонков крестца и между собой и с костями таза – полуподвижное соединение.
5. голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
6. к грудине прикрепляется 10 пар ребер.
7. седалищные лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми.
8. строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.
Основная часть:
3. Изучение новой темы.
1. Нацеливание на урок.
В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». Именно вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить?
Ответы учеников.
Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы.
2. объяснение учителя:
– какие виды повреждений опорной системы вы знаете
Запись темы урока на доске и в тетради.
– как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей, и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены.
Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении. Нарушение целостности кости называется переломом.
Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.
– что же необходимо сделать, если повреждение произошло?
3. Работа в малых группах.
Рассматриваются три ситуации.
Ситуация 1: на перемене девочки играли, Ира прыгнула, ее нога зацепилась и она упала. Была сильная боль в коленке. Девочка прихрамывая отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.
Ситуация 2: Нина поднималась по лестнице, навстречу шла шумная толпа. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время кисть руки опухает. Она не знает, что делать.
Ситуация 3: дети играли, лазая по деревьям. Как-то раз, Пашка свалился с дерева. Он заплакал и все сбежались. У него сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать.
Проанализируйте ситуацию, что необходимо сделать в подобном случае? Ваши действия.
(учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, которая не позволит правильно оказать первую помощь).
Необходимо!
1. определить вид повреждения путем анализа симптомов и механизма травмы;
2. исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию помощи должны быть физиологически обоснованы!
4. Учитель:
Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы.
– какие симптомы обнаруживаются и характерны для переломов, вывихах суставов и растяжениях связок?
5. организуются работа с материалами учебника.
Учащиеся в группе составляют памятку: «как распознать?» (Приложение 1)
6. Объяснение учителя. При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу.
Доврачебная помощь при травмах (С помощью учителя формулируются учащимися.)
1.Остановить кровотечение.
2.Предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3.Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.
4.Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травмпункт.
Запомни!
Лечение травм –дело специалистов, вооруженных знаниями, навыками и техникой.
В ходе дальнейшей беседы обсуждаются вопросы:
1. как остановить кровотечение.
2. как предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3. как уменьшить боль. Как обеспечить неподвижность поврежденной части тела. Каковы правила наложения шины.
Завершающая часть:
4. Закрепление.
1. Задание группами (практическое)
На столах перевязочный материал, шины из различного материала.
– окажите первую помощь, если сломан большой палец правой руки. Обоснуйте свои действия.
– окажите первую помощь с открытым переломом предплечья.
– при растяжении связок голеностопного сустава
– при вывихах в локтевом суставе
Вывод: причины травм и их профилактика.
Первая помощь при переломах и вывивах – план урока биологии в 7 классе скачать бесплатно