PostHeaderIcon Перепончатокрылые медоносная пчела урок биологии в 7 классе

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с материалом учебника, работа с рисунками, эвристическая беседа с использованием знаний учащихся; организация работы с дополнительной литературой, выступления учащихся (игровые моменты)
Фрагмент из оперы Н.А. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане». Полет шмеля.
Цели урока:
План (готовый на доске)
1. Многообразие и характерные признаки перепончатокрылых
2. Общественные перепончатокрылые
3. Состав и жизнь пчелиной семьи
4. Особенности строения рабочей пчелы
5. Поведение пчел
6. Пчеловодство в Башкортостане
7. Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека

1. Многообразие перепончатокрылых, характерные признаки (рассказ учителя с элементами бесед, эвристическая беседа с использованием знаний учащихся, демонстрация гнезда бумажных ос, работа с рисунками) рус. № 61,62. стр. 88-89.
Всего 300 тыс. видов перепончатокрылых, более 10 000 в России.
Пилильщики
Рогохвосты
Наездники
Шмели
Осы
Муравьи
Пчелы
Рассказ учителя и работа с рис. 61 и 62 на стр. 88,89
2. Общественные перепончатокрылые (создание проблемной ситуации, эвристическая беседа)
Что значит «общественный» образ жизни? Какие преимущества он дает?
Вывод: совместный образ жизни позволяет:
1. строить крупные жилища
2. защита самых насекомых и их потомства, запасов пищи
3. вместе можно защищаться от более крупного врага
4. овладеть более крупной добычей (муравьи)
Для общественных насекомых характерен полиморфизм (от греч. – многообразный) – наличие в пределах одного вида резко отличающихся по внешнему облику особей.
Например: у муравьев (работа с плакатом и рис. 64 стр. 99)
у пчел тоже есть матка трутень и рабочие пчелы.
3. Состав и жизнь рабочей пчелы (самостоятельная работа с материалом учебника, работа со схемой)
Задание:
1. изучить в § 34 на стр. 91-92 «Жизнь пчелиной семьи»
2. выяснить, что такое «роение», как зимуют пчелы
3. выяснить роль матки, трутней, рабочих пчел.
Трутень Семья Рабочая пчела
1.
2.
Царица 3.
4.
5.
Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся с использованием схемы.
Вывод: Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчел. Между ними в семье распределены обязанности.
4. Особенности строения рабочей пчелы (эвристическая беседа, работа с рисункам, выступления учащихся игровой момент).
Голова. Сложные фасеточные глаза, есть и простые глаза. Пчелы видят желтый, синий, ультрафиолетовый, не видят – красный.
Усики – органы осязания и обаяния. Совершенный аппарат, воспринимает и запахи и прикосновения. Очень важны, т.к. пчела много времени проводит в темном улье и ей надо как-то ориентироваться.
Ротовой аппарат. Верхние челюсти – грызущие. Ими она разминает и обрабатывает воск; низкие челюсти и губа – в хоботок, слизывают нектар. Ротовой аппарат грызущее – лижущий. Голова и грудь покрыты волоками. Для чего?
Ноги. Голень расширена, в ней есть углубления – корзиночки. Для чего? Чем собирает пыльцу с волосков на голове и груди? Щеточки на концах ног.
Брюшко. На нижней стороне брюшка есть восковые «зеркальца» (участки хитина, на которых застывает в виде пластинок воск).
Как выбирает пчела себе профессию? Как осуществляется в семье «профориентация»? (сценка об обязанностях рабочей пчелы).
Вывод: обязанности рабочей пчелы в семье зависят от ее возраста, это связано с физиологическими изменениями в организме.
Сначала развиваются специальные железы, вырабатывающие молочко, затем восковые железы, а затем – ядовитые железы.
5. Поведение пчел. Поведение пчел – это разумная деятельность или инстинкт?
Инстинкт – цель последовательных безусловных рефлексов.
1. чистка сот
2. кормление личинок
Инстинкт 3. кормление матки
4. прием запасов корма
5. строительство сот
6. охрана гнезда
7. заготовка корма
Вывод: пчела – «общественное» насекомое, обладающие сложным инстинктивным поведением.
6. Пчеловодство в Башкортостане (выступление учащихся, рассказ учителя).
Вывод: пчеловодство – увлекательное занятие. Труд на пасеке, где воздух чист, напоен ароматов цветов и меда благотворно влияет на человека. Большую ценность представляет дикая башкирская пчела.
7. Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека (эту информацию можно использовать при оформлении стенда к уроку).
Вывод: самое большое значение деятельности пчел проявляется в опылении растений. Пчела и продукты ее жизнедеятельности имеют огромное практическое значение.
Завершающая часть:
1. Формирование кратких выводов по каждому пункту плана
2. Составить синквейн «Рабочая пчела» или «Пчелина семья».
Автор разработки урока биологии Васина Галия Зайнулловна
Перепончатокрылые медоносная пчела урок биологии в 7 классе скачать бесплатно

Комментарии запрещены.

Информация
Счетчики