PostHeaderIcon Особенности организации простейших – план урока и презентация по биологии

Презентация на тему простейшиеЦель: изучить простейших – обитателей различных водоемов.
Задачи:
• образовательная: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности эвглены зеленой; ознакомиться с характерными чертами организации вольвокса как колониального простейшего, занимающего промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными.
• развивающая: формировать умения и навыки работы с микроскопом, самостоятельной работы с учебником; выделять главное, формулировать выводы;
• воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

• Основная часть
1. Проверка знаний.
1. Индивидуальный опрос.
1) Ученик выполняет на доске рисунок амебы с обозначением органоидов, рассказывает об особенностях ее строения.
2) Учитель предлагает ученику приготовить микропрепарат амебы, используя ранее подготовленную культуру простейших.
2. Фронтальный опрос.
– Какие живые организмы относятся к простейшим?
– Какое строение имеет амеба обыкновенная?
– Как передвигается и питается амеба?
– Как происходит размножение амебы?
– Какова роль пищеварительных и сократительной вакуолей?
– Как амеба переносит неблагоприятные условия жизни?
– Что вам известно о дизентерийной амебе?
– Почему дизентерийная амеба – паразит человека и животных?
– Чем опасен малярийный плазмодий?
II. Изучение нового материала.
ПЛАН 1. Строение и жизнедеятельность эвглены зеленой.
2. Вольвокс – колониальное простейшее.
3. Инфузория туфелька – наиболее сложноорганизованное одноклеточное.
Учащиеся записывают план работы в тетради.
Действия учителя Действия учащихся
1. Рассказ учителя.
Эвглена зеленая – очень необычное существо (смотри слайд № 1,2 и рисунок учебника № 8). Ее описание можно встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках зоологии. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых органическими соединениями. Тело ее вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены, в отличие от растительных клеток, нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается.
Эвглена обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма содержит светочувствительный глазок. Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается как растения – путем фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов, т. е. питается как животное. Слушают рассказ учителя, зарисовывают схему строения эвглены зеленой в тетради, делают обозначения органоидов эвглены.
Записывают новый термин в биологический словарь.
Вопросы классу:
– Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям?
— Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным?
– О чем свидетельствует существование таких промежуточных форм, как эвглена? Ответы:
Потому что цитоплазма эвглены содержит хлоропласты, и на свету она питается как растение, строя свое тело из веществ, образующихся в результате фотосинтеза.
– В темноте эвглена способна питаться как животные, поглощая готовые органические вещества.
• Существование эвглены указывает на родство между царствами растений и животных.
3. Продолжение рассказа учителя.
Размножение эвглены происходит так же, как и размножение амебы, – делением клетки пополам. Рассмотрите рисунок в учебнике.
4. Изготовление модели эвглены зеленой.
– Попробуйте аккуратно, при помощи линейки, поделить свою модель эвглены пополам. Обратите внимание, что вам понадобится еще один кусочек нитки – для второго жгутика.
Рассматривают рисунок в учебнике, следуя рекомендациям учителя.
Ученики выполняют рекомендации учителя.
5. Вопрос классу:
– Почему в середине лета обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и небольших озерах? Ответ: происходит массовое размножение эвглены зеленой
6. Продолжение рассказа учителя.
Вольвокс как представитель колониальных простейших.
Вольвокс по-русски называют шаровницей (рис. 8), а его латинское название в переводе означает «катящийся». Диаметр вольвокса около 1мм.
Задание: рассмотрите строение колонии вольвокса и ответьте, кого напоминает отдельная особь колонии? (Если учащиеся затрудняются с ответом, подсказать, что налицо сходство с одноклеточной двухжгутиковой водорослью хламидомонадой.) Вольвоксы живут колониями, в которых насчитывается до тысячи и даже более особей, объединенных вместе. Биение их жгутиков и вызывает перекатывание вольвокса в воде. Отдельные клетки колонии соединены друг с другом мостиками из цитоплазмы, чем и обеспечивается их согласованная деятельность. В теплую летнюю пору, размножаясь в озерах в огромных количествах, вольвокс вызывает «цветение воды» и играет важную роль в питании рыб (в частности, самой маленькой промысловой рыбы снежка).
Инфузория туфелька (рис.12 учебника) . Туфелька — обитатель стоячих водоемов с большим количеством органического материала. Она имеет постоянную, удлиненную форму тела, длина которого достигает 0,1-0,3 мм. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед. Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. В клетке имеется два ядра: макронуклеус, регулирующий процессы питания, движения, выделения, и микронуклеус, координирующий процесс размножения.
Ближе к переднему концу тела инфузории находится углубление – перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амебы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу. Слушают рассказ учителя и в соответствии с объяснением выполняют рисунок инфузории в тетрадях, осуществляя обозначение органоидов.
7. Вопросы :
– Почему инфузория туфелька получила такое название?
– Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов?
Ответы:
– Тело инфузории по форме напоминает крошечную туфлю.
– Инфузории поедают бактерий, тем самым способствуя очистке водоемов.
8. Продолжение рассказа учителя.
Многообразие инфузорий. Паразитическая инфузория «рыбья вошь» имеет размер до 1 мм в диаметре. В кишечнике свиней также паразитирует один из видов инфузорий; человек может заразиться ею, заболевая тяжелой формой колита.
У жвачных (коров, оленей, антилоп) инфузории населяют сложный желудок с бактериями. В рубце (первом отделе сложного желудка коровы) их бывает более 1 млн. на 1 см3. Питаются они частицами пищи и бактериями. Новорожденный теленок их не имеет и заражается от матери, которая его облизывает.
Задания:
1. Рассмотрите рисунок эвглены, разберитесь в ее строении, назовите органоиды; покажите ядро, цитоплазму, хлоропласты, сократительную вакуоль, светочувствительный «глазок», жгутик.
2. По форме тела эвглены установите, как она передвигается: плавает или ползает, как амеба.
3. Сравнивая амебу и эвглену, установите различия. (Эвглена имеет черты и растений, и животных, но многие родственные эвглене жгутиковые не имеют хлоропластов и не могут питаться как растения. Эвглена – важное доказательство родства животных и растений.)
4. С целью закрепления знаний зарисуйте строение эвглены зеленой в тетради.
Значение простейших:
1) Образовали минералы и горные породы.
2) Являются пищей для других животных.
3) Являются показателями загрязненности водоемов.
4) Содействуют геологической разведке.
5) Являются возбудителями заболеваний животных и человека.
Завершающая часть:
Вывод. Инфузории – наиболее высокоорганизованные простейшие организмы. Форма тела разнообразная. Одиночные подвижные или прикрепленные формы. Инфузории покрыты ресничками, способствующими более быстрому передвижению и колебанию тока воды около ротового отверстия. Это процветающая группа животных, к которой принадлежит более семи тысяч видов. Можно сказать, что эволюция, начав «лепку» тела простейших с бесформенной амебы, постепенно создала определенную форму инфузории. Питаются инфузории простейшими, одноклеточными водорослями.
Задание: заполнить сравнительную таблицу «Тип Простейшие». Если учащиеся не успевают справиться с заданием, они его выполняют дома, как часть домашнего задания.
Представители классов
Параметры Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория туфелька
окраска бесцветная зеленая на свету бесцветная
форма тела непостоянная постоянная, веретеновидная постоянная, похожая на подошву туфельки
количество ядер одно два
передвижение с помощью ложноножек при помощи жгутика биением ресничек
питание водоросли, жгутиковые, инфузории на свету – с помощью фотосинтеза, в темноте -готовыми органическими веществами бактериями при помощи ротового отверстия
Домашнее задание:
Первого уровня:
§4, подготовится к тестированию по теме «Простейшие». По желанию подготовить сообщение о паразитических простейших.
Особенности организации простейших – план урока и презентация по биологии 7 класса скачать бесплатно

Комментарии запрещены.

Информация
Счетчики
Яндекс.Метрика