PostHeaderIcon Класс двустворчатые беззубка – урок биологии в 7 классе

План урока 7 класс БеззубкаЦЕЛИ УРОКА:
– образовательная: осуществление дальнейшего расширения и углубление понятия об историческом развитии животного мира;
раскрыть особенности организации беззубки как типичного вида класса двустворчатых и приспособлениями к донному образу жизни;
показать их значение в природе и жизни человека.
– развивающая: продолжать формирование умений учащихся наблюдать, работать с учебником, дополнительной литературой;
воспитательная: значение животных в природе и жизни человека, необходимость охраны природы и животного мира;

В сети каждый из нас найдет то, что ему нужно: для тех, кто интересуется биологией, это презентации poewrpoint по предмету, которые можно скачать бесплатно.
ХОД УРОКА:
I. Повторение пройденного материала, выполнение тестовых заданий по вариантам:
Вариант I.
1. Обыкновенный прудовик обитает
А – на суше
Б – в пресных водоемах
В – на стволах деревьев
Г – в морях
2. Раковина моллюсков образована:
А – выделениями мантии
Б – песком и другими частицами, приклеившимися к телу
В – выделениями пищеварительных желез
3. Терка или радула у многих моллюсков находятся в:
А – желудке
Б – глотке
В – тонкой еишке
Г – на поверхности раковины
4. Мантийная полость – это пространство:
А – пищеварительном тракте
Б – между мантией и телом
В – между раковиной имантией
5. У моллюсков есть пищеварительная железа –
А – терка
Б – пищевод
В – желудок
Г – печень
Вариант П.
1. Обыкновенный прудовик питается
А – водными растениями
Б – рыбой
В – насекомыми
Г – дождевыми червями
2. В отличие от дождевого червя у прудовика кровь
А – движется по капиллярам
Б – не поступает в полость тела
В – переносит кислород и питательные вещества
Г – поступает в полость тела
3. Раковина моллюсков образована
А – выделениями мантии
Б – песком и другими частицами, приклеившимся к телу
В – выделениями пищеварительных желез
4. Терка или радула у многих моллюсков находится в
А – желудке
Б – глотке
В – тонкой кишке
Г – на поверхности раковины
5. Мантийная полость – это пространство
А – в пищеварительном тракте
Б – между мантией и телом
В – между раковиной и мантией
Основная часть:
П. Изучение нового материала
Объяснение и запись в тетрадях классификация Двустворчатых моллюск, на доске магнитные таксономические единицы животного мира.
Надцарство Эукариоты
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип Моллюски
Класс Двустворчатые
Род Беззубка
Вид Беззубка обыкновенная
Особенности образа жизни и строения внешнего и внутренного в связи с придонным образом жизни, затем учащиеся выполняют лабораторную работу с использованием коллекции Моллюсек и раковины беззубки с использованием следующей инструкцией:
Практическая работа № 2
Цель: изучить особенности строения раковины различных моллюсек
Оборудование: коллекция различных раковин Моллюсек, раковина беззубки, лупа, линейка
Выполнение работы:
1. Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.
2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть – вершину, а так же изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.
3. Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепленных мыщц.
4.Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.
5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, определите ее окраску.
6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость раковины – устье.
7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки надпишите ее части.
8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.
После окончания работы проверяется качество выполнении работы, полученные знания учащиеся используют в беседе, еще раз обращая внимание учащихся на раковину, на ее наружный слой, состоящий из органического вещества, и на защитное значение. Затем акцентируем внимание на внутренний известковый слой, который придает раковине прочность, а перламутровый слой не у всех одинаково развивается. Например, у морских жемчужниц этот слой развит хорошо, поэтому они имеют промысловое значение. Очень хорошо развивается и растет раковины и в этом очень значительна роль мантии, демонстрирую «жемчуг» – ювелирное украшение бусы и кольцо с жемчугом. Например, самая крупная жемчужина принадлежала испанскому королю Филиппу II. Весила она 6,8 кг и размером не уступала голубиному яйцу. К сожалению, жемчуг не хранится дольше 150 лет – тускнеет и рассыпается. Поэтому знаменитые жемчужины прошлого до наших дней не дошли.
Самый крупный из двустворчатых моллюсков – гигантская тридакна. Зоологи находили моллюсков с раковиной длиной 137 см и весом 340 кг (из которых 331 кг весила раковина). Говорят, ныряльщики иногда случайно попадали ногой или рукой между створок тридакны, моллюск стремительно захлопывал раковину, и человек погибал, не в силах высвободиться из тисков.
При изучении систем внутренних органов и основных процессов жизнедеятельности необходимо сравнить с большим прудовиком и беззубки.
Завершающая часть:
II. Закрепление изученной темы, демонстрация фрагмента видеофильма про моллюск и их многообразие, распространение, о роли в жизни человека и в природе., особенности размножения (понятия «раздельнополы», «гермафродиты»).
Подведение итогов урока и выводы: Моллюски животные, которым характерны следующее:
1. Двусторонне (билатерально) симметричны, однако у некоторых форм из-за смещения органов тело асимметрично.
2. Тело несегментировано.
3. Вторичная полость тела (целом)
4. Тело состоит из трех отделов (голова, туловище и нога).

Использованная литература: О.В. Петунин Уроки биологии в 11-м классе Развернутое планирование Ярославль Академия развития Академия холдинг 2003г.. А.Б. Георгиевский ДАРВИНИЗМ М., «Просвещение» 1985 г,, Биология Под редакцией академика РАМН профессора В.Н. Ярыгина В двух томах М., «высшая школа» 1999г., Биология в экзаменационных вопросах и ответах Н.Лемеза, Л. Камлюк, Н. Лисов М. Айрис Пресс 2003.
5. Основание туловища окружена кожной складкой – мантией.
6. Защитная раковина или ее (редукция).
7. Особенности пищеварительной системы – наличие терки (радулы) или сифона.
8. Кровеносная система незамкнута. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка. Имеются лакуны и синусы.
9. Нервная система разбросанно – узлового типа.
10. Дыхательная система – жабры или легочные мешки.
11. Гермафродиты, реже – раздельнополые.
12. Органы выделения и осморегуляции – почки.

Использованная литература: Е.Т. Бровкина Н.И. Казьмина Уроки зоологии Пособие для учителя М., «Просвещение» 1981., Как обучать биологии Животные 7 класс А.И. Никишов ООО « Гум. издат. центр «ВЛАДОС», 2004, Е.П. Сидоров ЗООЛОГИЯ для поступающих в вузы Компания «ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН» РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ «УНИКУМ -ЦЕНТР» М., 1998., А.В. Пименов И.Н. Пименова Биология для поступающих в вузы ЖИВОТНЫЕ дидактические материалы ЯРОСЛАВЛЬ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ 2007.,И.Н. Пименова А.В. Пименов Зоология беспозвоночных Теория. Задания. Ответы. Саратов Издательство «Лицей» 2005., Зоология Учебно – методическое пособие по биологии В.В. Ксенофонтова, О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев Учебно- научный центр «Московский Лицей» М., 1996., А.Г. Резанов Зоология в таблицах, схемах и рисунках 7 – 8 класс Москва «Издат-Школа 2000», 2002 г., И.Х. Шарова ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ учебник для вузов М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 1999., Биология Под редакцией Н.В. Чебышева 1 том пособие для поступающих в вузы М., «Новая Волна» 2005 г., Н.Ф. Реймерс Краткий словарь биологических терминов Книга для учителя М. «Просвещение» 1995 г.
Класс двустворчатые беззубка – урок биологии в 7 классе скачать бесплатно

Комментарии запрещены.

Информация