PostHeaderIcon Закономерности развития и биогенетический закон – урок биологии 9 класс

Наглядно-демонстрационные материалы:
Цель урока: рассмотреть общие закономерности развития, суть биогенетического закона. Задачи:
• образовательная: выявить общие закономерности развития, на примере сравнения эмбрионов хордовых животных проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон;
• развивающая: продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное;
• воспитательная: нравственное и патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, занимавшихся изучением закономерностей развития.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Метод проведения: беседа. Требования согласно программе:
Ученик должен иметь представление факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии;
• знать: понятие «эмбриональная дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства;
• уметь: объяснять общие закономерности развития, приводить примеры.
Междисциплинарные связи: экология.
Внутри дисциплинарные связи: эмбриология, зоология.
Вводная часть:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос, вопросы 1-4 (с. 166 учебника). Вопросы. Дополнительные вопросы.
3. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.
Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть общие закономерности развития на примере развития хордовых.
4. Изложение нового материала.
Тема: Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
План
1. Закон зародышевого сходства.
2. Онтогенез и факторы среды.

5. Сообщение домашнего задания. § 34, с. 166-169; вопросы 1-4.
6. Подведение итогов занятий.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
2. Оценить работу учеников во время занятий. •
3. 7. Закрепление изученного материала.
Формулировка вывода об общих закономерностях развития.
Основная часть:
1. Закон зародышевого сходства.
Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных» на странице 167 учебника.
Сравните эмбрионы различных позвоночных. Какую здесь можно выявить закономерность? О чем говорит сходство зародышей у различных позвоночных животных?
Обратите внимание на то, что на ранних стадиях развития зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Это явление получило название эмбриональной дивергенции.
Таким образом, мы видим, что индивидуальное развитие и историческое развитие организмов взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем.
Биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.
2. Онтогенез и факторы среды.
Беседа о факторах среды и их значении для развития живого организма.
Рассказ учителя о критических периодах в развитии живого организма на примере человека.
С конца XIX века существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критических. Некоторые ученые полагают, что наиболее чувствительными к самым разнообразным внешним воздействиям являются периоды развития, характеризующиеся активным клеточным делением или интенсивно идущими процессами дифференцировки. У человека таких периодов три:
– совпадает с процессом имплантации зародыша (1-2 неделя);
– совпадает с формированием плаценты (3-6 неделя);
– начальные этапы органогенеза (7-8 неделя).
Завершающая часть:
Развивающийся организм можно сравнить с большим веером. Достаточно небольших нарушений у его основания, чтобы вызвать большие изменения во всем веере. Причем факторы, оказывающие повреждающее воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или воздействия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие, но в других концентрациях, с другой стороны, в другое время. К ним относят кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, электрический ток, проникающее излучение. Влияние неблагоприятных условий среды (алкоголь, курение, наркотики). Проводится беседа.
Закономерности развития и биогенетический закон – урок биологии 9 класс скачать бесплатно тут У нас тут еще и презентации по биологии 9 класса есть, такие, как законы Менделя – воспользуйтесь поиском!

Комментарии запрещены.

Информация
Счетчики
Яндекс.Метрика