Задачи современной селекции – урок биологии в 10 классе
Автор разработки учительница биологии и химии муниципальной средней общеобразовательной школы д.Кидряч Давлекановского района республики Башкортостан Давлетбаева Зиля Фанисовна.
Тема урока: Задачи современной селекции
растений и животных
Цели и задачи урока: углубить знание о понятиях “сорт”, “порода”, сформировать понятие об основных методах селекции растений и животных и показать значение селекции для сельского хозяйства.
Формы проведения урока:
Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями, беседа о значении новых сортов растений и пород животных для сельских хозяйства, знакомство с отечественными и башкирскими селекционерами и их работой.
Стоит отметить, что сайт Мир биологии, который вы нашли в Интернете, находится в поиске благодаря поисковой оптимизации. Ну, а теперь по уроку:
Термины и понятия:
Селекция, порода, сорт, гибридизация.
Оборудование:
а) портреты отечественных и башкирский селекционеров. (Лукьяненко П.П., В.Н. Ремесло, А.П. Шехурдин и В.Н. Мамонтова, Н.С. Пустовойт, И.В. Мичурин, С.А. Кунакбаев);
б) сорта культурных растений, выращиваемый в колхозе (коллекции семян).
Ход урока
I. Орг. моменты.
II. Повторение.
1. Что изучает генетика?
Генетика – наука, изучающая закономерности изменчивости и наследственности как всеобщих свойств организма (отвечает ученик).
Сообщение ученика об истории развития науки генетики.
Генетика – относительно молодая наука, ровесница нашего века. Датой ее рождения считается 1900 г., когда были заново открыты установленные Г. Менделем в 1865 г. закономерности наследования признаков. С этого момента начинается широкие исследования в ходе которых были сформулированы представления о мутациях, популяциях, чистых линиях организмов, хромосомная теория наследственности, открыт закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Новый этап развития генетики связан с усовершенствованием техники научных исследований. Сложные современные приборы позволяли установить строение нуклеиновых кислот, вскрыть их значение в явлениях наследственности, и расшифровать генерический код, выявить этапы биосинтеза белка. Без учета достижений генетики в настоящее время немыслима полноценная деятельность человека во многих сферах науки и производства, в биологии, медицине, в сельском хозяйстве.
Вявлена генетическая основа многих заболеваний человека или предрасположенности к ним. Такие сведения помогают установить точную причины заболевания и разработать меры профилактики и лечения людей.
2. Каковы методы генетики?
Название метода Сущность метода
1. Гибридологический а) С помощью светового и электронного микроскопа изучаются материальные основы наследственности
2. Цитологический б) Производится анализ закономерностей наследования отдельных признаков и свойств организма.
3. Цитогенетический в) Синтез гибридологического и цитологического метода обеспечивает изучение хариотипа человека.
4. Популяционный г) Изучается нарушение обмена веществ, возникающих в результате генных мутаций.
5. Биохимический д) Обосновывается на определении частоты встречаемости, что позволит определить количество
6. Математический е) Производится количественный учет наследования признаков.
7. Генеалогический ж) Выражается в составлении родословной человека
8. Близнецовый з) Основан на изучении близнецов с одинаковыми генотипами.
9. Онтогенетический к) Позволяет проследить действие генов в процессе индивидуального развития.
(Ученики выполняют в рабочих тетрадях цифровой диктант)
Ключи к цифровому диктанту.
1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-Г, 6-Е, 7-Ж, 8-З.
3. Фронтальный опрос учащихся:
а) на чем базируется цитологические основы законов Г. Менделя?
б) как гласит I и II закон Г. Менделя?
III. Изучение новой темы.
План
1. Основные задачи селекции?
2. Каковы значения понятий “сорт” и “порода”.
3. Заслуги отечественных и башкирских селекционеров в селекционной работе?
4. Какие сорта используются в нашей хозяйства?
1. Задачи селекции.
Дети давайте попробуем ответить на вопрос:
Что такое селекция?
(Ученики объясняют значение этого слова).
Да, ребята, селекция – наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и истаммов микроорганизмов.
Для вас новый термин “селекция” записывайте в словарный тетрадь.
Какие задачи решает селекция.
Учитель используя данную схему объясняет задачи селекции.
Повышение урожайность сортов и продуктивности пород
Задачи селекции Повышение устойчивости к заболеваниям
Улучшение качества продукции Экологическая сортов и пород пластичность сортов и пород
Создание пород и сортов
пригодных для механизированного
или промышленного выращивания
2. Что представляет собой понятия “сорт” и “порода”? (рассказ учителя).
Порода и сорт – популяция организмов искусственно созданных человеком, которая характеризуется закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.
Каждой породе и сорту присуща своя норма реакции.
Так курам яйценосной породы при улучшении условий содержания и кормления повышается яйценоскость, а масса меняется очень незначительно. Фенотип организмов проявляется лишь при определенных условиях, поэтому климатическими условиями необходимо иметь свои сорта растений и породы животных. Все эти факторы нужно учитывать при сельхозпроизводстве, цель которого максимальное производство продуктов питания при минимальных затратах средств на единицу продукции.
3. Беседа с агрономом ООО “Аслыкуль” Мусиным Ф.Ф.
Тема беседы: Селекционная работа в нашем хозяйстве.
Фаиль Фаязович расскажите пожалуйста, ребятам о селекционной работе в нашем хозяйстве.
1) Какие сорта зерновых культур используются у нас?
2) Какой вклад внесли наши отечественные и башкирские селекционеры в развитии науки селекции?
Рассказ агронома.
Создание новых пород животных и сортов растений стала актульной задачей нашего времени в связи с острой нехваткой продуктов питания в мире. Особое большое значение имеет дефицит белка, ничем не заменимого, без которого не возможно нормальное развитие. Решается эта проблема разными способами:
- совершенствованием агротехники;
- подбором пород животных и сортов растений, наиболее продуктивных в данных условиях.
В нашем хозяйстве выращиваются такие сорта сельскохозяйственных культур.
1) Озимая пшеница “Симбирка”.
2) Ячмень “Прерия”
3) Овес “Скакун”
4) Горох “Чишминский”
5) Озимая рожь “Чулпан”
6) Гречиха “Чишминская”
7) Подсолнечник “Енисей”
Сахарная свекла “Романовская”
9) Экспарцет “Песчаный”
Необходимо учитывать такие факторы, которые приводят к повышению урожайности сельскохозяйственных культур:
- использование высокоурожайных районированных сортов сельскохозяйственных культур;
- правильное применение агротехнических приемов обработки почвы;
- использование неорганических минеральных удобрений.
Ребята! Кто занимается созданием минеральных удобрений.
Конечно, селекционеры.
В нашей стране известны такие селекционеры, как академик П.П. Лукьяненко. Он вывел высокопродуктивные сорта пшеницы Безостая-1, Аврора, Кавказ. А академик В.Н. Ремесло создал сорт пшеницы Мироновская 808, Юбилейная-50, Харьковская-63. Широко известны в нашей стране селекционеры А.П. Шехурдин и В.Н. Мамонтова. Они создали сорта пшеницы Саратовская-210. Академик Пустовейт Н.С. создал высокоурожайный сорт подсолнечника.
В создании сортов плодово-ягодных культур большое место занимает работа И.В.Мичурина.
Главная зерновая культура нашей республики – пшеница. Основные сорта выращиваемые в Башкортостане: Башкирская-24, Симбирка, Казахстанская-10, Харьковская-46. Славится наша республика со своим знаменитым селекционером Сабирзяном Абдулловичем Кунакбаевым. Он вывел сорт ржи “Чулпан”. Эту рожь выращивают уже во всем мире, в Европе и в Кавказе.
Спасибо Вам Фаиль Фаязович!
В вашем рассказе дети подробно узнали о селекционной работе в нашей хозяйстве.
А теперь ребята, что мы узнали на этом уроке?
IV. Закрепление.
1) Мы узнали, что селекция – это наука занимающая … (конец предложения говорят дети).
2) Сорт и порода – это популяция организмов…
V. Домашнее задание:
§ 11.1. стр. 320-322. Подготовить отверы на “Вопросы для обсуждения” на стр. 333.
Задачи современной селекции – урок биологии в 10 классе скачать бесплатно