PostHeaderIcon Фотосинтез – план конспект урока биологии в 10 классе

Контрольная работа на тему Фотосинтезкомпьютер, мультимедиапроектор, карточки для составления схемы, диск «Открытая биология», слайд фильм к уроку.
Вводная часть:
I. Организационный момент.
На предыдущем уроке мы начали изучать процесс, который по важности своей стоит на первом мете, давая возможность существовать всем живым организмам на Земле, фотосинтез. Поэтому сегодняшний урок хотелось бы начать словами замечательного ученого, внесшего огромный вклад в изучение фотосинтеза – К.А.Тимирязева: «… не подлежит сомнению, что зерно хлорофилла … та точка в мировом пространстве, в которой сила солнечного луча, превращаясь в химическое напряжение, слагается, накопляется для того …, что мы разумеем под словом жизнь».

II. Проверка знаний.
1. Прежде чем повторить материал предыдущего урока составим схему, которая поможет нам при повторении. При помощи карточек, дополняя схему стрелками, где это необходимо, составьте и поясните схему.
СО2 О2
Солнечный Зеленые Травоядные Плотоядные
►- >
свет растения животные животные
Н20 C6H1206
– Как называются зеленые растения в данном случае? – Продуценты.
– Как называются животные? – Консументы Iи II порядка.
– Закончена ли схема? – Нет.
– Что нужно добавить? – Круговорот. Отметить потоки вещества и энергии.
Обратим внимание на то, что вещества включаются в круговорот, а поток
энергии однонаправлен – источником энергии является Солнце.
(Демонстрация слайда «Солнце»).
Вывод: Солнце – единственный источник энергии на нашей планете.
2. Каким же образом энергия Солнца улавливается и запасается и какие
организмы принимают в этом процессе непосредственное участие? Чтобы
ответить на этот вопрос посмотрите опыт, который в 1771 г. поставил ученый
Джозеф Пристли.
(Демонстрация модели опыта Д. Пристли).
– Поясните, что означает данный опыт?
Этот опыт говорит о роли солнечного света, что он является необходимым компонентом, единственным источником энергии, без него жизнь невозможна. Другим необходимым компонентом являются зеленые растения. Они улавливают солнечный свет, запасают его энергию в виде химических связей, при этом выделяется кислород, необходимый для существования большинства живых организмов.
3. В какое геологическое время появились фотосинтетики, т.е.
организмы, способные превращать энергию солнечных лучей в энергию
химических связей, и какую роль они сыграли в дальнейшем развитии жизни
на планете?
– Первые сротосинтезирующие организмы – цианобактерии, появились на
Земле около 3 млрд. лет назад. С их появлением возник новый тип клеток, и
следовательно организмов – аэробный, т.е. нуждающийся в кислороде. 1 млрд.
лет понадобился на то, чтобы в атмосфере Земли накопился кислород.
Вывод: таким образом, мы видим, насколько велика роль зеленых растений.
Сохранение и расширение зеленого покрова Земли имеет решающее значение
для всех живых существ на нашей планете.
4. С фотосинтезом вы уже знакомились на уроках биологии в
предыдущих классах. Используя схему расскажите, что происходит в процессе
фотосинтеза, как движутся вещества в растениях в ходе этого процесса.
(Демонстрация схемы «Движение веществ в растении в процессе
фотосинтеза»).
– Поглощается вода и углекислый газ, на свету в зеленых листьях, образуются
питательные вещества, и выделяется кислород.
5. Листья зеленых растений устроены таким образом, чтобы улавливать
солнечный свет. Рассмотрим строение листа более подробно. Какие органоиды
клеток листа улавливают свет и как они устроены?
(Демонстрация слайда «Строение пластид»). Расскажите о строении хлоропласта.
– Какой пигмент принимает участие в улавливании солнечных лучей?-
Хлорофилл.
– Где он располагается в хлоропласте? – В строме, окружающей тилакоиды.
– Только ли хлорофилл способен улавливать солнечный свет? – Нет. Пигменты красных и бурах водорослей – красные и синие, желтые и оранжевые – каротиноиды. Это вспомогательные пигменты. (Демонстраций слайда бурые и красные водоросли).
Основная часть:
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово: обобщим все, что мы сказали. Источником
энергии на Земле является Солнце. Зеленые растения, другие фотосинтетики
улавливают солнечную энергию и превращают ее в энергию химических
связей. Происходит этот процесс в зеленых листьях, в пластидах, при участии
пигмента хлорофилла и других вспомогательных пигментов.
Наша задача на сегодняшнем уроке разобраться в процессах, протекающих внутри хлоропластов, в процессах превращения солнечной энергии в энергию химических связей.
2. Пигменты фотосинтеза: основными пигментами, осуществляющими
фотосинтез, являются хлорофиллы.
Они существуют в нескольких формах, но в основном это хлорофилл а. Строение молекулы хлорофилла следующее: это плоская квадратная гидрофильная голова с
атомом магния в центре и гидрофобный хвост, которым молекула хлорофилла, как якорем, удерживается в мембране тилакоида.
(Демонстрация формулы молекулы хлорофилла).
Хлорофиллы поглощают свет в основном в красной и сине-фиолетовой части спектра. Зеленый свет отражается, поэтому растения имеют зеленую окраску. Длина волны около 700 нм. Вспомогательные пигменты – каротиноиды, поглощают свет и передают его хлорофиллам, предохраняя хлорофилл от избытка излучения и окисления кислородом. Каротиноиды поглощают свет в сине-фиолетовой части спектра.
(Демонстраций слайда «Спектры поглощений пигментов фотосинтеза»),
3. Процесс фотосинтеза протекает в две стадии: световую и темновую. Название их говорит само за себя: для осуществления процессов, протекающих в световую стадию необходим свет, для осуществления процессов второй стадии свет не нужен.
Составим на доске схему, отображающую процессы световой и темновой стадий фотосинтеза. (Схема 1)
4. Продуктивность фотосинтеза.
На Земле в результате фотосинтеза образуется 150 млрд. т органического вещества и выделяется 200 млрд. т свободного кислорода. При этом усваивается только 1-2% солнечной энергии и аккумулируется в растениях. Часть энергии отражается обратно (40%), часть рассеивается в виде тепла. 40% всего органического вещества приходится на фитопланктон, обитающий в тропическом поясе. Т.к. растительность по поверхности Земли распределена неравномерно, то большая часть выделяемого кислорода и образующихя органических веществ приходится на растения, обитающие в тропическом поясе.
5. Значение фотосинтеза: создание и поддержание состава атмосферы, препятствует накоплению в атмосфере С02 и парниковому эффекту, защищает от УФ-излучения за счет озонового экрана, создание органических веществ из неорганических.
6. Необходимость сохранения зеленого покрова планеты. Вырубка лесов в тропическом поясе, где расположены в основном страны со слаборазвитой экономикой и перерабатывающей промышленностью, загрязнение водных бассейнов нефтепродуктами и химикатами, что приводит к уничтожению фитопланктона.
(Демонстрация слайдов: «Вырубка тропических лесов», «Загрязнение водных бассейнов»).
Завершающая часть:
IV. Заключительный этап урока.
Вы, наверное, знаете пословицу. «Человек в жизни должен сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Проанализируем ее. В ней скрыт глубокий смысл.
Человек строит дом, чтобы жить в нем самому и своим детям. Детей человек растит, чтобы иметь опору в старости.
А для чего человек сажает дерево? Делая это, он вряд ли задумывается о том, что несет жизнь всему живому на Земле. Кроме того, вам пригодиться может и контрольная работа на тему фотосинтез и дыхание, чтобы провести потом контроль знаний.
Закончить урок хотелось бы словами К.А.Тимирязева. «… Растительный мир не что иное, как склад, в котором неуловимые лучи солнца задерживаются и слагаются в форме, наиболее удобной для дальнейшего употребления.. С этой мерой предусмотрительности неразрывно связано существование рода человеческого…»
Фотосинтез – план конспект урока биологии в 10 классе скачать бесплатно

Комментарии запрещены.

Информация
Счетчики
Яндекс.Метрика